970 или 980?

Как вы думаете — можем ли мы ожидать в ближайшем будущем, что видеокарты для ноутбуков и для стационарных ПК будут иметь одинаковую производительность? Как часто мы слышим скептические фразы типа «ноутбуки не для игр», «на максималках можно играть только на стационарнике» и т.д. Безусловно, в нынешнее время разница между мобильными и настольными графическими адаптерами действительно существенна. Однако, запуск новой графической архитектуры Maxwell от компании NVIDIA в очередной раз доказал нам, что эта разница становится всё меньше и меньше. Когда в 2009 году была анонсирована микроархитектура Fermi, разница в производительности мобильных и настольных видеокарт составляла 60%. С выходом нового «Максвелла» эта разница сократилась до 20%. Действительно ли современные ноутбуки не для игр?

Но перейдем к обзору новинки. Мобильная видеокарта NVIDIA GeForce GTX 980M является прямой наследницей топовой GeForce GTX 980 для стационарных компьютеров. Обе эти модели построены на графическом чипе GM204, который относится ко второму поколению Maxwell, о чем и говорит цифра 2 в его маркировке (напомним, что в основание чипов GeForce GTX 850M и GeForce GTX 860M был положен «Максвелл» первого поколения). Естественно, что процессор новой видеокарты, будучи мобильной версией, несколько «урезан» и не имеет полного функционала старшей модели. Построен данный GM204 по 28-нм технологии и имеет 1536 ядер CUDA . Базовая тактовая частота этого графического ядра составляет 1038 МГц, а режим GPU Boost позволяет повышать этот показатель, если имеется достаточный запас температуры. Шина памяти у рассматриваемой модели составляет 256 бит, тип — GDDR5.

GeForce GTX 980M поддерживает DirectX 11.2. Из прочих уже известных нам технологий NVIDIA, поддерживающихся этой видеокартой, таких как Optimus, PhysX, GameStream, ShadowPlay, GeForce Experience, VXGI, OpenGL, SLI, хотелось бы отметить и новую Battery Boost.

Производительность GeForce GTX 980M, как и ожидалось, значительно выше, нежели у предшественницы GeForce GTX 880M. При этом тепловыделение этих моделей находится практически на одном уровне — около 100 Вт. Мощность GeForce GTX 980M позволяет без проблем запускать самые требовательные игры с максимальной детализацией, сглаживанием и разрешением FullHD. Ведь безусловно, на 2014 год это самая мощная в мире видеокарта для ноутбуков, занимающая 10-е место в общем рейтинге NVIDIA.

Технические характеристики (могут быть изменены производителем)

Серия GeForce 900M
Архитектура Maxwell
Количество шейдеров 1536
Тактовая частота 1038 МГц + boost
Частота памяти 2500-5000 MГц
Тип памяти GDDR5
Разрядность шины памяти 256 бит
Максимум видеопамяти 8192 Мб
Дата выхода 7 октября 2014 года
Скачать драйвер для Windows 64 бит / 32 бит

Тестирование GeForce GTX 980M в играх* (среднее количество FPS)

*В зависимости от модели и конфигурации ноутбука результаты тестов могут отличаться.

  • Смотрите также обзор GeForce GTX 1080(M)

Линейки

GeForce

Это семейство является самым основным у компании NVIDIA. Ее представители ставятся как в мощные игровые ПК, так и в простенькие офисные ноутбуки. Видеокарты из этого семейства удовлетворяют 90% потребностей простых потребителей. Остальные семейства созданы для энтузиастов, для профессионалов и корпоративного сегмента или вовсе для достаточно необычных на первый взгляд задач.

Поколения

Поколение и микроархитектура видеочипа отражены в его кодовом названии. Так:

  • GF – Fermi
  • GK – Kepler
  • GM – Maxwell
  • GP – Pascal

Про первые вышедшие карты на Pascal можете прочесть по соответствующим ссылкам: GTX 1060, GTX 1070, GTX 1080, TITAN X, а сейчас уже подоспели и мобильные GTX 1080/1070/1060.

Поколения видеокарт GeForce

Микроархитектура Серия
Fermi 400/500
Kepler 600/700
Maxwell 800/900
Pascal 1000

Но в эту таблицу надо внести несколько поправок:

Исключения из маркировки

Модели Микроархитектура
605 Fermi
610 Fermi
620 Fermi
630* Fermi
640* Fermi
645 Fermi
730* Fermi
750 Maxwell
750 Ti Maxwell
640M LE* Fermi
670M Fermi
675M Fermi
710M Fermi
720M Fermi
820M Fermi
870M Kepler
880M Kepler
920M Kepler

* — означает, что исключение существует для некоторых модификаций этих видеокарт.

  • GT – это буквенное сочетание отражает видеокарты низкого уровня производительности, их нельзя рассматривать как игровые.
  • GTX – этим индексом обозначаются видеоадаптеры среднего и высокого уровня, которые хорошо подходят для игр.
  • M – мобильная видеокарта (они сильно слабее своих братьев без этой буквы)
  • X – маркировка более производительной видеокарты у мобильных решений
  • LE – так обозначается версия карты с более низкой тактовой частотой у мобильных адаптеров
  • Ti – обозначение более производительной версии у десктопных карт

Стоит отметить, что более производительная версия отличается не только разгоном, но и компонентами ядра (унифицированные шейдерные блоки, блоки текстурирования, блоки растеризации).

Возможно, начиная с поколения Pascal мобильные видеокарты перестанут оснащаться буквой M, так как используют почти те же чипы.

Следующие после поколения цифры указывают на положение модели в линейке.

Интересный факт: 90 означает 2 чипа 80 в режиме SLI (работают в паре).

TITAN

Это подлинейка GeForce, ведь они имеют индекс GTX. Для начала надо разобраться с позиционированием данной линейки. Это самые быстрые и дорогие видеокарты на данный момент. Но эта цена действительно слишком высока для такого уровня производительности. Все дело в том, что так же они позиционируются, как мощные профессиональные видеокарты для математических вычислений и вычислений FP 64 (вычисления с плавающей запятой двойной точности). Это своего рода внедорожник в мире видеокарт – и работать можно и играть. Исключением является Titan X, который не хватает с неба звезд в FP 64 – вычислениях и по сути является просто очень дорогой видеокартой с огромным набором видеопамяти.

В этой линейке на начало 2016 года есть только 5 видеокарт и почти все в референсном дизайне (версии от сторонних производителей).

TITAN, TITAN Black Edition и TITAN Z принадлежат Kepler, TITAN X – Maxwell, еще есть TITAN X в Pascal (отличия в приставках: у первого полное название NVIDIA GeForce GTX TITAN X, а у второго просто NVIDIA TITAN X).

Про все модели можете прочесть на сайте NVIDIA.

Quadro

Это семейство предназначено для профессионального использования. Эти карты очень хорошо подойдут для сложных 3D-приложений и вычислительных симуляций. На этих картах производится рендеринг настоящих фильмов со спецэффектами. Эти карты не подходят для игр. Даже самые дорогие решения будут проигрывать средним игровым видеокартам GeForce. Все дело в том, что эти видеоадаптеры рассчитаны на вычисления с плавающей запятой двойной точности (FP 64), а играм достаточно и одинарной (FP 32). А вот в этих более точных вычислениях и приложениях, использующих OpenGL драйвера превосходство Quadro просто колоссально, ведь даже дешевые Quadro (хотя не такие уж они и дешевые) уделывают самые мощные игровые видеокарты (за исключением некоторых Titan). Если же в приложении никакой конкретной оптимизации под возможности Quadro карт нет, то тут результат решается количеством потоковых процессоров и пропускной способностью памяти, в чем у игровых видеокарт полный порядок.

Мы не будем затрагивать карты до микроархитектуры Fermi.

Первая буква означает микроархитектуру чипа:

  • ее нет – Fermi
  • K – Kepler
  • M – Maxwell

Буквенные индексы есть и в конце названия модели:

  • M – обозначение мобильной видеокарты
  • D – другой набор выходов. В случае с K2000 вместо двух портов DisplayPort и одного DL-DVI в D-версии стоят два выхода DL-DVI и один mini-DisplayPort.

Цифры же указывают на положение модели видеокарты в линейке (больше — лучше).

Tesla

Давно известно, что видеокарты (GPU) гораздо быстрее делают математические вычисления, нежели процессоры (CPU). Все дело в том, что в этих операциях большое значение играют количество ядер и параллельность расчетов. В видеочипах ядер намного больше, чем в CPU. Если брать CUDA, то в одной видеокарте их может быть до 3072 штук! Эта особенность связана с ролью видеокарты в компьютере – ей надо делать множество простых действий параллельно и за очень короткое время. Tesla – это семейство, созданное специально для ускорения математических вычислений. Такие карты хорошо справляются с как с FP 32, так и с FP 64 расчетами. Их используют в научных центрах и на серверах, ведь на единицу потребленной энергии они сделают больше полезной работы, нежели процессор. Интересный факт: в картах этой линейки нет видеовыходов.Первая буква означает поколение

  • K – Kepler
  • M – Maxwell

Цифры являются указателем на положение чипа в линейке (больше — лучше). Здесь мы не будем разбирать буквенные индексы и подробности маркировки. Наша цель – ознакомить вас с этим семейством и рассказать о нем пару слов. Информации про все семейство достаточно мало из-за применения лишь в узких областях и сложности в приобретении.

Интересный факт: Есть такая видеокарта NVIDIA Quadro M6000 с 24 ГБ видеопамяти!

NVS

Это семейство создано для корпоративного сегмента. Раньше оно было частью семейства Quadro и обозначалось также буквами «NVS». Эти видеочипы созданы для бизнес-приложений (финансовых, корпоративных, ECAD), многомониторных решений. Например, их используют для цифровых информационных панелей. Их особенностями являются большое количество портов для подключения дисплеев в некоторых моделях и очень низкая общая стоимость поддержки (ТСО). Производительностью они не блещут и в них используется не такая быстрая DDR3 память. Тепловыделение не превышает 70 Вт. Для сравнения, в самой мощной модели NVIDIA NVS 810 всего 512 ядер CUDA, TDP 68 Вт и 4 ГБ DDR3 памяти, но целых 8 выходов Mini DisplayPort 1.2.

Всю информацию об актуальных моделях можете узнать .

Tegra

Семейство систем на кристалле (SoC) для мобильных устройств (про SoC на нашем сайте есть хорошая статья). В рамках него были представлены первые двухъядерные и четырехъядерные решения. Во времена своего выхода являются топовыми решениями в плане графики, но и в процессорной части дела обстоят довольно хорошо. На данный момент у них есть свои разработки ядер Denver, вместо «классических» Cortex. Есть две версии Tegra K1:

  • 2 ядра Denver
  • 4 ядра Cortex-A15

Tegra K1 был построен на микроархитектуре Kepler, а Tegra X1 на Maxwell. Как ни странно, но Tegra X1 использует 4 ядра Cortex-A-53 и 4 ядра Cortex-A-57 (технология big.LITTLE). Преимуществом является то, что есть эксклюзивные проекты и портированные компьютерные игры, сделанные только под устройства на базе Tegra, ввиду их мощности и связей компании. У Nvidia так же есть свои планшеты и портативные косоли, где реализованы некоторые интересные технологии. Например, трансляция игр с ПК на экран своего мобильного устройства на базе Tegra. Устройства на базе Tegra являются хорошим подспорьем для мобильного гейминга.

Интересные факты:

Tegra 2 стал первым 2-х ядерным чипом для мобильных устройств.

Tegra 3 повторил успех предыдущего чипа, но уже с 4 ядрами.

Tegra K1 перешел на микроархитектуру графического ядра Kepler и 28 нм техпроцесс и вплотную приблизился в производительности к PS3 и XBOX 360.

Tegra X1 применяет технологию big.LITTLE, перешел на микроархитектуру Maxwell и 20 нм техпроцесс. Стал первым первой системой на кристалле, достигшей производительности в 1 терафлопс в FP 16 вычислениях с плавающей запятой. На демонстрирование демки Unreal Engine 4 «Elemental» он тратил 10 Вт, Xbox One – 100 Вт, а топовый ПК 2012 года – 300 Вт. Это не означает, что он может сравниться с топовым ПК 2012 года, а лишь демонстрирует огромный рост эффективности видеочипов.

Про другие интересные факты о GPU можно узнать по .

Записи созданы 1575

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх