Что за номер 112

Преимущества

Внедрение единой системы-112 имеет ряд несомненных преимуществ, как для населения, так и для органов административной власти. Выделим некоторые из них:

  • Психологические
  1. Номер всего из трех цифр легко запомнить, а главное вспомнить в момент возникновения чрезвычайной ситуации. Пострадавшему совершенно не надо задумываться в какую экстренную службу и по какому номеру стоит звонить. С внедрением единого номера доступ для населения к экстренным службам значительно упрощается, так как выбор и оповещение ответственных за реагирование служб ложится на операторов 112, которые способны грамотно классифицировать вызов и передать задачу профильным службам.
  2. Любое обращение фиксируется в системе и не даёт возможности оставить его без внимания. Граждане могут быть уверены, что ни одна заявка не останется без реакции со стороны ответственных служб и все действия по разрешению ситуации будут обязательно записаны. Это осознание повышает уверенность людей в собственной безопасности и снижает уровень стресса в нештатной ситуации.
  3. Предусматривается возможность подключения к разговору оператора с абонентом соответствующих специалистов, что позволяет снизить психологическое давление на человека в критической ситуации, добиться более детальной и чёткой картины происшествия и разумных действий со стороны позвонившего.
  • Экономические
  1. Использование системы-112 подразумевает максимальную автоматизацию работы операторов. При звонке на систему-112 у оператора, принимающего вызов, происходит автоматическое формирование и частичное заполнение специальной ситуационной карточки. Например, по данным АОН в карточке уже появляется номер телефона, с которого осуществляется вызов и информация по этому номеру (владелец номера, его паспортные и иные данные). Чем меньше работы оператору, тем быстрее пострадавшему придут на помощь и предотвратят или снизят последствия ЧС.
  2. Согласно статистике, до 70 % вызовов, поступающих в экстренные службы, являются ложными или просто справочными. Операторы системы-112 принимают эту нагрузку на себя, что позволяет снизить количество диспетчеров экстренных служб и минимизирует «бесполезный» трафик на профильные ДДС.
  • Административные
  1. Внедрение системы-112 предусматривает полное документирование всех этапов обработки вызовов от поступления запроса в систему до внесения в базу данных результатов реагирования. Все этапы обработки сообщений фиксируются в специальных карточках происшествий (ситуационные карточки), ни одно действие в отношении вызова не останется незамеченным. Фиксирование и регламентация действий операторов позволяют строго контролировать ход выполнения реагирования на запрос, что увеличивает количество данных в системе, но даёт полную и достоверную картину происшествия и отображает всю последовательность работы с ним. Наличие подобной информации и доступ к ней даёт возможность администрации МО, в случае необходимости, оперативно реагировать на возникшие инциденты и принимать эффективные управленческие решения.
  2. Система-112 должна стать ещё и важным инструментом контроля над действиями спецслужб, когда каждый этап приёма и реагирования на вызовы всегда можно отследить, а соответственно, оценить правильность действий участников и их эффективность.

  • Информационные
  1. Система-112 должна аккумулировать в себе все потоки информации, идущие от населения к спецслужбам, между операторами 112 и ДДС, а также между различными ДДС. Все вызовы по всем происшествиям ко всем спецслужбам попадают в единое пространство хранения, что существенно упрощает и ускоряет обработку информации по инцидентам. Формирование отчётов по происшествиям сводится к выбору критериев фильтрации или просто к использованию необходимых шаблонов, а не многочисленным и долгим межведомственным запросам.
  2. Немаловажным преимуществом внедрения системы-112 становится возможность оценки общей ситуации по безопасности в регионе. На основании различных отчётов по работе системы-112 и их грамотного анализа можно выявить «слабые» места в региональной системе безопасности и в работе спецслужб, а, соответственно, принять меры по их устранению.
  • Коммуникационные
  1. Благодаря наличию единого коммуникационного и координационного центра, которым становится система-112, улучшается взаимодействие различных спецслужб и налаживается конструктивный обмен информацией с целью организации максимально эффективного реагирования.
  2. Полноценный коммуникационный процесс невозможно наладить без обратной связи. Поэтому система-112 способна не только принимать информацию о происшествиях, но и при необходимости информировать население о ЧС в определённом районе, например, с помощью телефонного обзвона или рассылки SMS-оповещений.
  • Политические
  1. Создание полноценного аналога европейской системе вызова экстренных служб по единому номеру 112 позволит России сделать ещё один большой шаг в сторону интеграции с Европой и поднимет образ страны в лице её европейских партнеров.
  2. Повышение эффективности реагирования на происшествия и контроль обстановки в регионах будет способствовать улучшению общей ситуации с безопасностью в стране в целом, что позволит России повысить свой статус на международной политической и экономических аренах.
  • Технологические
  1. Создание комплексного технического решения для построения полноценной системы-112 потребовало от разработчиков и поставщиков оборудования разработки новых технических решений, соответствующих требованиям, прописанным в нормативных документах. Сам процесс создания проекта системы-112 уже вносит свой вклад в инновационное развитие России.
  2. Универсальность системы и доступность её для приема сообщений из любых сетей требует теснейшей совместной работы местных операторов связи и поставщиков оборудования. Внедрение современных телекоммуникационных решений на морально устаревшие сети связи в ряде случаев затруднительно и нецелесообразно. Поэтому развертывание системы-112 в регионах становится мощным стимулом для модернизации сетей общего пользования и способствует повышению общего технологического уровня развития субъекта РФ.

Проблемы внедрения системы-112 в России

Ключевой проблемой, стоящей на пути массового развёртывания полноценных сегментов системы-112 в России, стал вопрос разделения полномочий между ведомствами, отвечающими за построение системы. Только в декабре 2010 года президент России Дмитрий Медведев подписал указ, где были чётко прописаны зоны ответственности различных ведомств. В соответствии с этим документом МЧС России должно координировать действия по созданию, развитию и эксплуатации системы-112, а Минкомсвязи отвечает за организацию взаимодействия с сетью связи общего пользования.

Следующим препятствием на пути к быстрому развёртыванию системы стала недостаточность финансирования проекта в различных регионах. Предполагалось, что финансирование будет идти из бюджетов всех уровней: местных, субъекта РФ и федерального. Однако, например, в Калужской области работы начались на средства из местного бюджета, но без финансовой поддержки центра были приостановлены.

Отдельно стоит выделить проблему отсутствия типовых проектов на создание системы-112 в России. Так, в силу значительной разнородности экономических и географических особенностей регионов проект для Санкт-Петербурга не подходит, например, для Республики Коми. Отсутствие единых технических стандартов порождает массу вариантов решений по построению системы в каждом конкретном регионе, что затрудняет выбор и не всегда в полной мере удовлетворяет требованиям координирующих органов и финансовым возможностям региона. В декабре 2011 года в региональные центры и главные управления МЧС России были направлены методические материалы по созданию системы-112 в субъекте Российской Федерации, разработанные ФГБУ ВНИИ ГОЧС в кооперации с членами ФЦНВТ, которые позволят преодолеть часть технических проблем.

В результате, к середине 2012 года единственным регионом России, где система-112 построена, обслуживает реальный поток вызовов к экстренным службам, прошла государственные испытания и экспертизу ФГБУ «Всероссийского НИИ по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций» — это Курская область.

С целью ускорения работ по внедрению системы-112 на территории России в июле 2012 года правительство внесло в Государственную Думу законопроект о едином телефонном номере «112» для вызова экстренных служб, первый этап его внедрения стартовал 1 января 2013 г. Планируется, что система-112 должна заработать в течение трёх лет на всей территории страны во всех муниципальных образованиях.

С 2013 года номер «112» утверждён в качестве единого номера вызова экстренных оперативных служб для приёма сообщений о пожарах и чрезвычайных ситуациях в телефонных сетях местной телефонной связи.

В ноябре 2013 года в Республике Татарстан проведены государственные испытания Системы-112. Результаты испытаний признаны положительными, и система-112 Татарстана первой в России принята в эксплуатацию.
В декабре 2013 года Система-112 Курской области прошла последний третий этап государственных испытаний и принята в постоянную эксплуатацию.

Схемы построения

Централизованная схема

Активно используется для построения системы-112 в Европе, оптимальна для небольших территорий с высокой плотностью населения. Характеризуется наличием единого для всей системы центра обработки вызовов (ЦОВ) и центра обработки данных (ЦОД). Построение системы по данной схеме экономически эффективно, но за счёт централизации функций снижается надёжность и значительно возрастает объём трафика в сети.

На настоящий момент данная схема реализована в Республике Татарстан.

Преимущества схемы:

  1. единый логический центр обработки вызовов. Обеспечивается единое качество обслуживания граждан.
  2. муниципальные образования, расположенные на территории субъекта, не несут дополнительных затрат на создание инфраструктуры Системы 112.
  3. данная технология может легко масштабироваться и на территории других субъектов РФ.

Децентрализованная или Распределённая схема

Представляется оптимальным решением для территориально-распределённых регионов, позволяет учитывать специфику каждого из них. Характеризуется наличием локальных центров обработки данных, синхронизируемых с единым региональным ЦОД, и установкой центров обработки вызовов в каждом МО или для группы МО. Построение системы по данной схеме позволяет максимально учитывать географические и экономические особенности региона, но увеличивает длительность этапа проектирования.

«Облачная» схема

Предусматривает построение системы с использованием «облачной» платформы. Услуги центров обработки вызовов и данных (ЦОВ и ЦОД) предоставляются на базе облачного сервиса, что освобождает регионы от необходимости приобретать серверное оборудование. Решение представляется экономически эффективным и быстрым для внедрения, но порождает зависимость от провайдера услуги и не гарантирует полноценную защиту информации.

> См. также

  • Номера телефонов экстренных служб

Создание единого номера службы спасения 112 в России и в мире

В России традиционно номера экстренных служб имели единую для всей страны и максимально упрощенную, однако, различную в зависимости от ведомства форму: 01, 02, 03. Так было до массового распространения сотовой связи.

Единый номер экстренной помощи 112 – это не федеральный номер, а европейский. Он универсален для стран Европейского союза (ЕС), а также Беларуси и России. Концепция появилась по инициативе Швеции. 29 июля 1991 года Совет Европы закрепил основные требования к номеру 112 В Решении 91/396/ЕЕС. Миссия 112 заключается в оказании оперативной и своевременной помощи тем, кому она потребуется на территории ЕС. На территории США и Канады единым номером служб спасения является 911. Первая служба «911» была открыта в феврале 1968 г. в г. Халлевиле (США).

В 1998 году Россия присоединилась к Европейскому Союзу, подписав телекоммуникационное соглашение, таким образом приняв 112 как единый номер экстренного вызова. В 2008 году принято Распоряжение Правительства РФ от 25.08.2008 N 1240-р, которая утвердила план мероприятий по реализации системы-112 в стране. В 2013 году Федеральный закон РФ № 9-ФЗ обозначил номер 112 — единым номером вызова экстренных оперативных служб для приема сообщений о пожарах и чрезвычайных ситуациях в России в телефонных сетях местной телефонной связи.

Сейчас страны разделились на два блока. В некоторых одновременно функционирует общий номер экстренных служб и отдельные номера каждого спасательного ведомства (Эстония, Польша, Франция, Россия). В других 112 – это единственная линия спасения (Швеция, Дания, Исландия).

Техническая реализация единого номера 112

Система 112 работает по своим законам. Позвонить по номеру можно не только при отсутствии сети оператора или отрицательном балансе, но даже с устройства без SIM-карты и с заблокированной клавиатурой.

Возникает оправданный вопрос, как такое возможно?

Дело в том, что номер 112 закреплен в стандарте GSM, по которому работает преобладающее большинство мобильных телефонов. Согласно требованиям международной ассоциации операторов, экстренный номер должен быть «вшит» в программное обеспечение каждого мобильного телефона.

Когда идет вызов по номеру 112, телефон первоначально отправляет сигнал оператору, услугами которого вы пользуетесь. Если соединение по каким либо причинам не возможно, звонок переадресовывается на любую доступную сеть, независимо от того, какому оператору она принадлежит. Таким образом, для звонка по экстренному номеру не требуется наличие покрытия именного вашего оператора.

В связи с тем, что номер предназначен для чрезвычайных ситуаций, звонок на 112 всегда бесплатный, т.е. доступен при отрицательном балансе и недостатке средств для совершения других звонков. Также важно, что дозвониться можно даже из роуминга.

Организация оператором сотовой связи соединения для единого номера 112

Звонок с номера 112, как правило, поступает оператору связи, а не в центр спасения. Для обработки экстренных сигналов у операторов сотовой связи России должна быть организована специальная служба. Данное обязательство закреплено в ст.52 Федерального закона «О связи». Служба должна работать круглосуточно. Таким образом, звонок по номеру 112 принимает сотрудник мобильного оператора. Он спросит у позвонившего первостепенную исходную информацию (повод звонка, адрес происшествия и т.д.), которую обязан передать диспетчеру экстренной службы, а затем соединит абонента с нужной по одному из номеров: 01, 02, 03. Не исключено, что при наборе 112 ответит не человек, а голосовое меню, в котором вам необходимо набрать цифру, соответствующую требующейся службы спасения. Некоторые операторы без принятия звонка автоматически переводят его в городскую службу спасения и даже на 02.

По сути, всё, что необходимо для технической реализации звонка, находится в телефоне. Одно из предназначений SIM-карты – это идентификация абонента и его счета для проведения биллинга (тарификации). Тем не менее, даже при вызове по номеру 112 без SIM-карты сохранить анонимность не получится. У оператора есть возможность определить абонента по уникальному номеру телефона IMEI (International Mobile EquipmentIdentity — международный идентификатор мобильного оборудования). Точнее есть возможность определить, какие сим-карты вставлялись в него до этого момента.

Проблемы организации вызовов по номерам служб спасения

Абоненты иногда жалуются на плохую организацию соединения по экстренному номеру. Отчасти, в этом виновны и операторы. Как уже было сказано, операторам предписано организовывать центр обработки экстренных вызовов. Однако небольшие провайдеры могут не выделять сотрудника специально для данной функции, поэтому номер всегда будет занят.

Во-вторых, в чрезвычайных ситуаций крайне важна оперативная реакция. Звонок на номер 112 организуется по длинной цепочке, через оператора в роли коммутатора, увеличивая время передачи важной информации службам спасения. Тянет время и то, что принявший звонок оператор должен переадресовать сообщение в службу по территориальному признаку. Т.е. оператор должен понять местоположение звонящего и определить, к службе какого района относится территория.

Поэтому, с одной стороны, при необходимости лучше использовать прямые номера экстренных служб. С другой стороны, с российскими двузначными комбинациями 01, 02 и 03 при наборе с мобильного телефона есть свои сложности. Дело в том, что протокол GSM не осуществляет звонки на номера, короче трех символов. Операторы, безусловно, устранили проблему номерами-заменителями. Но такие номера не универсальны. Одни операторы предлагают комбинацию 00N, другие — 0N0, третьи – после двузначного номера ставить *.

Таблица – Номера-заменители экстренных служб операторов мобильной связи «большой четверки»

МТС

МегаФон

Билайн

Для экономии времени и чтобы не вспоминать в экстренной ситуации, какой номер-заменитель использует ваш оператор, лучше заранее внести их в телефонную книгу. Списывать со счетов 112 также не стоит. Это универсальная, запоминающаяся комбинация, доступная при любом балансе из любой точки, где есть сеть GSM.

Важно отметить, что при использовании стационарного телефона в целях экономии времени лучше набирать уникальный номер нужной экстренной службы. Дело в том, что единый номер запущен не во всех регионах, поэтому есть вероятность не дозвониться.

С техническими особенностями функционирования сетей мобильной связи существующих и новых поколений можно ознакомиться в книге «Мобильная связь на пути к 6G».

Как осуществляется экстренный вызов со смартфона, когда в нем нет сим-карты? Получается, что возможна и обратная связь?

Naeel Maqsudov 2280 8 месяцев назад Эксперт TQ по темам: IT, телеком, телефония, базы данных, интеграционные решения, естествознание, образование.

«Исходящий вызов (MOC; Mobile Originated Call)» и «Входящий вызов (МТС; Mobile terminated call)» — это две разные услуги, они работают по разному. А «Экстренный вызов» — это еще третья услуга. И для всех услуг алгоритм работы коммутатора и ряда других элементов сети разный. На языке телефонистов: «у этих услуг разные сигнальные процедуры». Т.е. общение между телефоном, радиоподсистемой и коммутатором происходит по разным сценариям.

Давайте начнём с, пожалуй, наиболее сложного — с входящего звонка. Тогда сразу будет понятно, почему без SIM-карты он невозможен. Итак, как говорится, дано: в телефоне есть SIM-карта (а у SIM-карты, напомню, есть номер IMSI, обычно он на ней написан). Телефон регистрируется в сети, и постоянно (например, в связи с перемещением) перерегистрируется заново (т.е. ваш телефон и обслуживающий вас коммутатор о чём-то друг с другом общаются), а еще чаще сеть присваивает вашему телефону специальный временный номер, TMSI. И коммутатор в любой момент времени знает связку: номер телефона, IMSI, TMSI.

Теперь, к вам (точнее не к вам, а в коммутатор «на ваше имя») поступает входящий звонок. Как вас соединить с абонентом? Вас ведь еще надо найти, вы мобильный, постоянно двигающийся абонент! Коммутатор инициирует так называемый пейджинговый запрос на десятки базовых станций одновременно: «TMSI такой-то! Отзовись!», — и ваш телефон отзывается: «Я тут. Дайте-ка мне радиоканал, я приму звонок.» Вы слышите звонок, поднимаете трубку. Потом для вас выделяется радиоканала для голоса, включается шифрование, вам, кстати, мимоходом перевыдаётся новый TMSI. И начинается разговор. (И это еще неполное, а довольно упрощённое описание.)

Когда SIM-карты в телефоне нет, то нет IMSI, нет TMSI, и нет входящих звонков.

А вот исходящий звонок по одному единственному номеру 112 можно инициировать. Соединение по номеру 112 устанавливается по упрощённой процедуре. Нет перевыделения TMSI, нет включения шифрования (потому что шифрование связано с ключом, который записан на SIM-карте), но есть запрос радиоканала для голоса, и есть упрощённая маршрутизация звонка на, например, номер ситуационного центра МЧС.

Вот и выходит, что без SIM-карты

  1. по номеру 112 позвонить можно, но куда вы попадёте, это зависит от того, как настроена маршрутизация в том коммутаторе, к которому удалось подключиться через ближайшую базовою станцию
  2. по какому-нибудь другому номеру позвонить нельзя
  3. получить входящий вызов тоже нельзя

Записи созданы 1575

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх