Как выглядит электронный учебник

«Не просто учебник»: зачем школьникам на уроках раздают планшеты

Фото: ГБОУ школа №1995

С 1 сентября 2015 года к проекту тестирования электронных учебников подключатся 50 столичных школ. Сейчас планшеты с учебным программным обеспечением по трем предметам: биологии, химии и истории, проверяются в шести учебных заведениях в пятых, седьмых и восьмых классах. Разработчики программы термин «электронный учебник» не любят, поскольку на мобильных устройствах установлена система, которая позволяет сделать куда больше, чем прочитать оцифрованный текст. С помощью своих устройств школьники выполняют тесты, просматривают интерактивные схемы, получают домашние задания и отправляют их педагогу вечером после выполнения. Как изменили жизнь школьников и педагогов электронные учебники, разбирался корреспондент M24.ru.

После года тестирования в столичной школе №1995 подвели итоги и сравнили успеваемость детей по предметам, изучающимся при помощи электронный учебников, с их оценками по этим предметам до появления планшетов. На уроках истории ученики начали получать четверки и пятерки на 15% чаще, успеваемость по химии улучшилась на 8%, а по биологии — на 5%.

Какие гаджеты используют в школах

«Всего сейчас в тестировании участвуют около 2,5 тысяч школьников и 60 преподавателей. И предварительные итоги пилота показывают, что электронные учебники повышают интерес школьников к предметам», — сообщили представители департамента информационных технологий.

Как выглядит электронный учебник

Электронные учебники установлены на обычные планшеты c операционной системой Android. Однако, чтобы школьники не использовали сторонние интернет ресурсы и не скачивали игры, на гаджетах есть специальная программа, блокирующая установку приложений. Отключен у планшетов и свободный выход в интернет. Пользоваться можно только доступом на серверы департамента информационных технологий, который нужен для урока.

Фото: ГБОУ школа №1995

Если открыть рабочий стол планшета, сразу становится ясно, что он предназначен только для учебы. В меню всего несколько опций: приложение для заметок и ярлык для перехода к своей учетной записи в учебной системе, а также прогноз погоды. Для каждого школьника, использующего планшет, школа создает логин и пароль, а с родителями подписывают договор на использование гаджета.

У каждого планшета только один пользователь. Ученики получают устройства на руки и могут, при желании, забирать их из школы домой. В чехлы гаджетов вкладывают листочки с именем, фамилией и классом работающего с ним ученика.

Часто ли дети ломают планшеты и наказывают ли за это родителей?

Учителя и директор школы №1995, где тестируются гаджеты, уверены, что дети могут проявлять ответственность при использовании техники. «Конечно у нас было несколько несчастных случаев, когда устройства падали, или кто-то из ребят случайно наступал на портфель одноклассника. Но это именно случайности, и они редки», — заявила заместитель директора образовательного учреждения Елена Еремина.

Если школьник случайно сломал планшет, то компенсацию с родителей школа не требует. «У нас достаточный «парк» устройств и мы можем заменить поврежденный гаджет», — добавила замдиректора.

Ее слова подтверждают и «внедренцы» — консультанты со стороны разработчиков системы, помогающие учителями и школьникам освоить работу с новыми устройствами и фиксирующие все замечания педагогов и родителей. «На моей практике за год было не более десятка случаев, когда дети случайно повреждали планшеты и всего один раз, когда гаджет разбился вдребезги. А а я отвечаю за 400 устройств в разных школах», — рассказал один из консультантов.

Как используются планшеты на уроке

Во время занятия ученическими планшетами в классе управляют не только школьники, но и преподаватели. Именно они загружают перед началом занятия на гаджеты класса приготовленный сценарий урока. Переключают планшеты в режим чтения, тестирования или выполнения интерактивного задания также учителя. Данные отправляются планшета педагога на все гаджеты класса одновременно.

Фото: ГБОУ школа №1995

С чего начать урок, педагоги решают самостоятельно. Можно посмотреть учебные видеоматериалы, провести небольшой опрос по предыдущим темам или сразу приступить к новой теме. При этом читать тексты учебников педагоги, как правило, рекомендуют дома. «Мы практикуем опережающее чтение, ребята дома читают тексты, посвященные теме будущего урока, а в классе мы выполняем интерактивные задания», — рассказывает учитель истории Анастасия Стрелкова.

За выполненные на уроке задания учитель может поставить оценку прямо с планшета. На устройстве можно выбрать не только баллы, но и тип выполненного задания: домашняя работа, тестирование, ответ у доски и так далее. Оценка отправляется в электронную систему, и родители сразу смогут увидеть ее в электронных дневниках. При этом педагог может приложить к оценке скриншот задания или результата теста, фотографию ответа на доске или в тетради школьника, чтобы родители понимали, за что ребенку поставили тот или иной балл.

«Мегаполис сегодня»: Как меняется столичное образование

Ученики также могут оценить работу преподавателя. Для этого педагог предлагает классу поделиться мнением о занятии при помощи электронного голосования.

Помогает ли планшет учителю при подготовке урока?

Учитель истории Анастасия Стрелкова: «Сначала нам было очень непросто. Подготовка сценариев для уроков занимала очень много времени. Приходилось одновременно и осваивать новую технику и думать о содержании занятия. Но теперь стало гораздо проще, некоторые занятия можно подготовить даже за полчаса.»

Директор школы №1995: «Для меня, как для педагога, очень важно, что благодаря базе данных доступной на планшете я могу найти любые сведения, необходимые для проведения занятия и составить его на основании тех источников, которым я доверяю. В базе данных, доступной педагогам содержатся пособия одобренные методическим центром, кроме того, в помощь учителю есть и разработанные заранее сценарии урока».

Работа с планшетом дома

Ученица школы №1995 Каныкей Мурзабекова отмечает, что стала тратить меньше времени на выполнение домашней работы по предметам с электронными заданиями. «При этом я лучше запоминаю материал, потому что могу не только читать текст, но и просматривать учебные видео и интерактивные схемы. В конце задания обычно нужно выполнить тест. Когда я его заканчиваю, то отправляю учителю», — рассказала она.

Разработчики программного обеспечения сообщили, что вовремя выполнения домашней работы на планшете школьник может написать учителю сообщение, если ему что-то не понятно в задании или попросить помощи у одноклассников.

Фото: ГБОУ школа №1995

Завуч школы №1995 отметила, что возможность проверить домашние работы дома перед новым уроком помогает педагогам лучше подготовиться к занятию. «Учитель видит насколько дети подготовлены и может дополнительно остановиться на чем-то из темы прошлого урока или наоборот спокойно перейти к новой», — пояснила Еремина.

Как выполнить электронную «домашку», если родители не разрешают забирать домой школьный планшет?

Интерактивные задания можно выполнить, авторизовавшись с помощью логина и пароля учебной системы на сайте uchebnik.mos.ru. Там создан специальный веб-интерфейс электронного учебника, который позволяет выполнять все те же функции, которые есть на мобильных устройствах.

Перспективы развития электронного обучения

Разработчики программного обеспечения отмечают, что с 1 сентября к тестированию учебников подключатся еще 50 школ, а в ассортимент занятий добавится еще несколько предметов. Какие, пока, не раскрывается.

Фото: ГБОУ школа №1995

«Кроме того, сейчас в базе данных системы накапливаются сценарии, которые создают учителя для своих уроков. Ими могут пользоваться не только авторы, но и подключенные к системе педагоги из других школ»,- поясняет представитель группы разработчиков электронных учебников. Со временем в электронной образовательной системе скопится библиотека готовых уроков для школьников. По мнению разработчиков проекта, это позволит, например, помочь молодым неопытным учителям проводить интересные занятия наряду с уже опытными педагогами.

Могут ли родители контролировать составление школьной программы?

У членов семьи школьников также есть доступ в электронную систему. С помощью него они проверяют дневники своих детей, их расходы в столовой и время входа и выхода из школы. Родители могут посмотреть план учителя и сценарии урока сразу после того, как преподаватель загружает их в базу данных, и отправить свои пожелания педагогам.

В будущем году для школьников, помимо новых предметов, появится и еще одна опция — возможность получать доступ в систему с собственных устройств. «Мы не против того, чтобы ученики в классе работали со своими гаджетами, к которым они привыкли. И в будущем году мы дадим возможность приносить на занятия личные планшеты», — сообщили разработчики системы.

Однако, родителям стоит иметь ввиду, что на личных устройствах детей не будут блокировать установку приложений и передачу данных по мобильному интернету. Поэтому есть вероятность, что школьники будут отвлекаться во время занятий на постороннюю информацию и социальные сети.

Сюжеты: Тренды города: все, что волнует столицу , Удобный город: все, что нужно знать , Образование в Москве

Ё-учебник для России: вся правда о Plastic Logic

Если угодно, считайте предвзятым, но когда видишь первых лиц государства (не обязательно нашего) в одном кадре с каким-либо продуктом высоких технологий, инстинктивно ждёшь подвоха. Политика несовместима с IT. И если сорвусь на резкости — не судите строго: наболело.

За последнюю неделю-две мне повезло лицезреть сначала В.В.Путина, а после А.Б.Чубайса с одним и тем же электронным устройством в руках. Встречайте: «буревестник цифровой революции в России», «будущее образования», электронный учебник Plastic Logic 100! Здесь и далее, в кавычках — цитаты из пресс-релизов, официальных речей и обзоров российской прессы.

Официальная презентация этого чуда научной мысли, при личном участии британского премьера Дэвида Кэмерона и Анатолия Чубайса, состоялась 12 сентября, в Москве. Plastic Logic 100 — «уникальный электронный учебник для безопасного чтения» с экраном, выполненным по необычной технологии (PlasticPaper TM). В качестве подложки использован органический полимер, благодаря чему экран гнётся и не боится ударов. В остальном, как внешне, так и внутренне устройство напоминает современные планшетки-читалки (iPad, Kindle и др.).

В наличии большой, чувствительный к нажатиям (но не мультитач), «не утомляющий глаз» 10.7-дюймовый экран, «исключительная» тонкость (7.65 мм), «непревзойдённая» лёгкость (475 грамм), «значительный» объём памяти (4 Гбайт), микро-USB. Завершает картину «интуитивно понятный» графический интерфейс (управление пальцем), «солидная» продолжительность работы в автономном режиме (заявлена неделя активной эксплуатации) и операционная система Windows CE, если кто-то из вас ещё помнит, что это вообще такое.

Производство и поставки PL 100 начнутся уже в сентябре, но не ждите новинку в магазинах США или Европы. Американо-британская компания Plastic Logic избрала, пожалуй, самую необычную бизнес-модель среди всех игроков рынка мобильных устройств. Заручившись поддержкой российского инвестора и отечественного же Министерства образования, она позиционирует своё детище именно как продукт для образовательных учреждений, причём — наших, российских.

Генеральным партнёром стала государственная корпорация Роснано, во главе всё с тем же А.Б.Чубайсом, пообещавшая вложить в Plastic Logic 700 миллионов долларов. На эти деньги компания построит завод пластиковых дисплеев в Зеленограде (старт в 2013/2014, проектная мощность сотни тысяч единиц в месяц) и выпустит пробную партию PL 100, которая будет распределена по российским школам. Вообще-то местами фигурирует слово «тендер», но, судя по размаху проекта (Путин, Роснано, 700 млн.), его будущее уже определено. Сейчас учебник (с зашитыми в память 40 книжками для 6 и 7 классов) получат школы избранных регионов, в следующем учебном году, видимо, все остальные российские школы. Кстати, цена устройства составит 12 тысяч рублей. Немного за удовольствие избавить школьника от килограммов бумаги в портфеле.

Нет, это не PL 100. Это прототип Plastic Logic QUE, фешенебельной читалки для бизнесменов 2008 года. Que так и не увидела свет, но то, что не купили западные предприниматели, оказалось возможно сбыть российским школьникам. Впрочем, я забегаю… (фото: Wired).

Что самое приятное, для Plastic Logic и Роснано это только начало. Они рассчитывают как минимум на мировую экспансию. Освоив школу, PL 100 попадёт в российские магазины. Потом — на прилавки Европы. Далее — США. Больше того, революционная пластиковая технология может стать основой и для массы других электронных устройств, от солнечных батарей до телевизоров.

Такова официальная часть — и для людей непосвящённых она, вероятно, звучит круто. Но давайте отбросим рекламную шелуху. Что в сухом остатке? Сенсорная читалка, единственным неоспоримым достоинством которой является устойчивость к средней силы механическим воздействиям (даже не изгибам; корпус PL 100 выполнен из жёсткого пластика, плата и аккумулятор тоже не гнутся). Всё остальное, буквально, атрибуты посредственного, технически устарелого продукта.

Габариты и вес не уникальны. Отсутствие беспроводной связи и, как следствие доступа в Сеть, скорее минус, хоть и выдаётся за плюс: якобы, ребёнок не сможет изменить контент, добавить новый софт или отвлекаться на уроке. ОС проприетарная и фактически мертва (дорогая, формально продолжает развиваться, но с нулевой экосистемой по сравнению с Android или iOS). Мощности устройства явно недостаточно: клавиатуру приходится ждать, странички неторопливы.

Интуитивность интерфейса даже для взрослого более чем сомнительна (посмотрите в любом видеообзоре процесс добавления закладок). Наконец, экран чёрно-белый и, видимо, построен на технологии электронных чернил от компании E Ink (полной ясности нет, в пресс-релизах момент замалчивается), причём устаревшего, первого поколения. Это значит, что контрастность изображения значительно уступает имеющимся на рынке продуктам (Kindle 3 как пример), а школьники будут лишены цветных иллюстраций (на ум приходят биология, химия, физика, история — где ещё важен цвет?).

Полевых испытаний PL 100 не было, да и не могло быть: к началу учебного года был готов всего один действующий экземпляр. Как повлияют на е-учебник российские температуры, насколько фактически прочны корпус и дисплей, сколько проживёт аккумулятор, сколь удобен или хотя бы понятен пользователям 13 лет интерфейс? Прояснить это планируется как раз в ходе опытной эксплуатации учебника в нескольких регионах. Попросту, на наши деньги.

Кстати, о деньгах. Повторюсь, нашим детям, а фактически — нам, PL 100 хотят продать за 12 тысяч рублей. Устройство будет закупаться Министерством образования, но вспоминая, что даже за бумажные учебники во многих школах сегодня платят родители, скажите честно: вы лично верите, что электронный учебник вашему ребёнку выдадут бесплатно? Когда же дело дойдёт до розничной продажи, цена может оказаться вдвое больше. А что вы хотели, если экраны пока производят в Германии, всё остальное — в США, а «чернила» и ОС взяты по лицензии?

Но откуда вообще взялась Plastic Logic со своей нечаянно революционной технологией? Компания была основана в 2000 году выходцами из Университета Кембриджа, для коммерциализации экспериментальных наработок в области пластиковой электроники (ещё её называют органической или полимерной). Если кратко, идея замены кремния полимерами была супергорячей десять лет назад, но к настоящему времени выяснился ряд принципиальных ограничений. Так что работы продолжаются, но про смерть классических полупроводников от руки полимеров давно уже никто не заикается. На волне интереса Plastic Logic перебралась в Кремниевую долину, насобирала полмиллиарда инвестиций, обзавелась заводом в Германии и в 2008 году наконец показала прототип своего первого продукта, устройство для чтения на электронных чернилах Que.

Que позиционировалась в качестве убийцы Amazon Kindle и отличалась от него в основном всё тем же пластиковым экраном и ценой: предзаказы принимались по 650 долларов. Это было дорого уже тогда, но Plastic Logic надеялась, что бизнесменов (на которых продукт ориентировали) высокая цена не испугает. Со временем планировался свой магазин цифрового контента, цвет, полная механическая гибкость. Но… Началось сражение за рынок читалок, родился iPad и рынок планшеток, и после двух лет обещаний и задержек Plastic Logic отменила все заказы и на время исчезла из поля зрения. Сколько миллионов она на этом потеряла, никто не знает, но известно, что часть инвестиций Роснано пойдёт именно на уплату долгов.

Оценка эффективности госкорпорации Роснано выходит за рамки этой статьи, но составить примерное представление можно по богатому народному фольклору, окружающему национальную нанопрограмму и её руководителя (фото: demotivators.ru).

Второе пришествие Plastic Logic состоялось в ноябре прошлого года, когда компании удалось заинтересовать своими разработками Анатолия Чубайса. Que подредактировали, вырезав Wi-Fi и 3G, переориентировали на школьников, и — вот она, революционная PL 100!

Самое печальное в этой истории даже не утекшие миллиарды наших рублей, а то, что пластиковые нанобизнесмены выставляют нас дурачками, а Россию — полем чудес, существующим вне общих рыночных законов и тенденций. Если вы пропустили события последних шести месяцев, я напомню вкратце. Рынок недокомпьютерных мобильных устройств уже поделён. Единственный продукт, пользующийся интересом со стороны публики по цене от 500 долларов и выше — Apple iPad. Для всех остальных, вне зависимости от уникальности технических характеристик, присутствие (даже не выживание!) на рынке возможно только через снижение цены до уровня, на котором образуется хоть какой-то спрос. Печальный опыт HP TouchPad показал, что такой ценой является 250 долларов. Не учесть чужой опыт, совокупно обошедшийся HP, Motorola, Acer и другим в миллиарды (не рублей!), как минимум глупо.

Тот факт, что PL 100 не планшетка, а узкоспециализированное устройство, ничего не меняет. Да, есть одна (ОДНА) история успеха, в которой производитель сумел добиться продаж, хотя бы сравнимых с iPad, ориентировав свой продукт на узкую нишу. Это планшетка-читалка Nook Color от Barnes&Noble (см. «В самый-самый последний раз»). Но и она предлагается по 149 долларов. А на российских прилавках полно электронных книг по ценам от трёх тысяч рублей. Так назовите хоть одну вескую причину выкладывать вчетверо больше за устаревшую, несовершенную, несовместимую, закрытую PL 100!

Но проблема, к сожалению, не только в цене или примитивности конкретного изделия. В Штатах, с приходом нового учебного года, одна из самых продаваемых программ для iOS — бесплатная читалка, для которой можно дёшево докупить нужные из тысяч оцифрованных учебников. Так рынок сам, с минимальными затратами решил проблему перегрузка школьных ранцев. России, вместо оцифровки учебников и организации централизованной (а почему бы и не бесплатной?) образовательной веб-библиотеки, господа Чубайс и Фурсенко пытаются навязать новое устройство. Но если им неинтересно заниматься мелочами — коллеги, это же золотое дно, возьмитесь кто-нибудь?

Последний штрих — отношение самих британцев и Запада вообще к Plastic Logic. Её бизнес-модель там характеризуют не требующим перевода словом crazy, но из уважения к вложенным в компанию суммам пишут осторожно: мол, один из пионеров пластиковой электроники с неясным будущим. А в Англии как раз сейчас кипят страсти относительно роли ИТ в учебном процессе. Но — сюрприз! — на руках носят невероятно дешёвую, открытую экспериментальную разработку благотворительного фонда (см. «Raspberry Pi — персоналка за 25 долларов»), а не дорогое, полностью закрытое устройство, пусть и из необычных составляющих. К аргументам британских активистов стоит прислушаться: минусы дорогой техники для школ не так очевидны, как кажется, а открытость платформы критически важна.

Записи созданы 1575

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх