Nvidia tegra x1

CES 2015. NVidia и машины, которые управляются Tegra X1

Каждый год NVidia на CES становится застрельщиком, первой компанией, которая показывает свои наработки и отчитывается о проделанной за год работе. Для NVidia это одно из ключевых мероприятий, помимо традиционного форума GTC в марте. Последним ярким выступлением на CES стала конференция NVidia в 2011 году, когда компания объявила о том, что мобильное направление становится приоритетным, появляется собственный дизайн ARM-процессоров.

В последующие годы презентации становились все скучнее и скучнее, в 2012 году показывали уже существующие продукты, в 2013 году – приставку Shield, причем презентация была скомканной, и впервые было непонятно, зачем это и как. Точнее, зачем нужна приставка и для кого она создавалась, было ясно, но донести эти простые мысли со сцены до аудитории так и не смогли. В 2014 году отрыв от реальности начал нарастать, показали процессор К1, который оказался самым мощным процессором для мобильных устройств.

Красивое описание его возможностей, игра мускулами в различных трехмерных тестах и вывод, к которому пришел не только я, но и большая часть индустрии – возможности этого процессора избыточны для современных устройств. Каков результат? Вы не сможете найти на рынке множество устройств на К1 спустя год, совсем недавно появился Nexus 9, который предлагает весьма неплохие характеристики на бумаге, но имеет заметные изъяны, связанные как раз с чипсетом, о чем я писал в обзоре этого устройства.

Пожалуй, именно К1 хорошо демонстрирует то, что мы видим все чаще на презентациях NVidia – отрыв от текущих задач рынка, перенос своих усилий в будущее, которое когда-то наступит. Поймите меня правильно, компания успешна и зарабатывает деньги, с этой точки зрения у нее все в порядке. Но с другой стороны, отрыв от реальных потребностей рынка с каждым годом нарастает все больше, а что-то показывать на CES необходимо, и начинают придумывать важные, крутые, интересные для прессы темы. Но практической пользы от них ровно ноль.

Просматривая презентацию NVidia на борту самолета через спутниковый канал, я не мог избавиться от мысли, что будущее наступило, его можно потрогать здесь и сейчас. На высоте 11 километров, в самолете, который летел со скоростью примерно 700 километров в час, я смотрел презентацию и делал заметки для этого материала. На мой взгляд, вот такой обыденный пример показывает, что мир постепенно трансформируется совсем в иное место, где у нас есть определенная свобода от проводов и всевозможных ограничений. И мое видение мира будущего во многом совпадает с тем, что говорит NVidia, у нас одинаковые точки зрения. Но меня беспокоит другое – совпадение точек зрения у меня есть и с другими компаниями, такими как Microsoft, Intel, Qualcomm. Но вот незадача, реализовать свое видение они не могут, часто вылезают всевозможные побочные проблемы, которые неожиданно разрушают так красиво выстроенный замок на песке. От презентаций NVidia остается ровно такое же ощущение красиво нарисованной картинки будущего, которое состоится, но скорее всего, никак не вовлечет в себя реальные продукты от компании. Приведу еще одну аналогию, около пятнадцати лет назад появилась мода показывать прототипы устройств будущего, этакий футуристический дизайн, не подкрепленный разработками со стороны инженеров. Красиво! Понятные идеи. Но никакого толка, так как кроме дизайна и идеи, важна реализация продукта. В случае NVidia есть и сами разработки, но нет понимания рынка, который требует всей совокупности факторов, включая стоимость решения и простоту его доработки, а также явные преимущества перед конкурентами.

NVidia Tegra X1 – суперкомпьютер на ладони

В NVidia сделали следующий шаг и представили чип Tegra X1, который предназначен для установки в автомобилях. Мы точно не увидим его в смартфонах, возможно, в следующем поколении планшета и игровой приставки NVidia будет использоваться его вариант. Чип содержит 256 графических ядер, созданных по архитектуре Maxwell (как в топовых видеокартах компании, предназначенных для тяжелых игр). В компании придумали броское название – Tegra X1, это суперкомпьютер пятнадцатилетней давности. Производительность этого решения – 1 терафлоп.

Первые решения на базе Tegra X1 появятся до лета 2015 года, то есть физически чипсет уже готов. Но у меня есть твердая уверенность, что он повторит историю K1 со своими вариациями. Причина для такой уверенности? Во-первых, это стоимость продукта, которую нельзя назвать низкой. Хотите предлагать хорошие и производительные решения – будьте готовы к тому, что они станут стоить дорого. На фоне массовых чипсетов от конкурентов выигрыш в производительности не так огромен (не просто в способности обрабатывать информацию, а в реальных функциях для пользователей), а цена высока. С точки зрения маркетинга, интересно иметь в руках суперкомпьютер, но уверен, что в душе это будет греть небольшое число людей. Все-таки почти любой современный смартфон превосходит по всем параметрам компьютеры десятилетней давности, но на нас это не производит особого впечатления. И правильно, мы оцениваем возможности устройств очень утилитарно.

Итак, для чего нужен X1. В первую очередь, это создание приборной доски для автомобилей будущего. Сегодняшние лучшие машины отображают на своих экранах до одного миллиона точек. Забавно, что разрешающая способность экранов выражается именно в точках, так как они могут иметь разную геометрию, и тут важно показать именно число точек, а не привычную нам диагональ и разрешение. К 2020 году в NVidia предполагают, что экраны в машинах станут отображать до 20 мегапикселей. Система Drive CX позволяет уже сегодня обрабатывать 17 мегапикселей, или это можно сравнить с двумя 4К экранами. Фактически, в NVidia пытаются создать инструменты разработки для автомобильной индустрии. Берите выше – стать преимущественным выбором для автопроизводителей, когда они станут создавать свои системы. Планы амбициозные, но не факт, что они будут выполнимы. Таких желающих очень много, и основная проблема сегодня – это не только технологии, но и стоимость их внедрения. Будут ли готовы платить на массовом рынке за наилучшее решение или ограничат себя чем-то попроще?

Другая разработка – это Drive PX, система, которая осматривает пространство вокруг машины, умеет ее парковать, и фактически, это компьютер, который может провести машину из точки А в точку Б на автопилоте.

Крутая история, которая выглядит не так хорошо, как только задумываешься о том, что ограничением для распространения таких автомобилей является вовсе не технология, а законы. Например, в Google исследуют, и очень активно, возможности таких машин, но не могут проводить многие испытания, так как они запрещены на уровне местных законов. Компаниям приходится искать места на Земле, где закон на это не обращает внимания и позволяет экспериментировать. Хорошо, что в NVidia уже подготовились и создали свои технические решения. Но с точки зрения обычного потребителя, это не очень интересные новости, он не увидит продуктов на таком чипсете. А то, чего не видят пользователи, фактически не существует в нашем мире.

Очередной год для NVidia показывает, что компания сосредоточилась на том, что умеет делать отлично – на инженерных разработках. Но с точки зрения создания коммерческих продуктов, сотрудничества с производителями электроники, все не так безоблачно. Отрыв от реальности начинает нарастать и становится очень заметным. Такими темпами NVidia грозит превратиться в компанию о будущем, в настоящем которой продукты почти не распространены. Незавидная участь. Жаль, но говорить о том, что NVidia нащупала свой путь на рынке, уже нельзя. Компания делает то, что заведено, но объяснить, почему и зачем, ей довольно сложно. Во всяком случае, такое ощущение создается извне.

Ссылки по теме

Процессор Tegra X1 (Erista) с графикой Maxwell оказался автомобильным

Буквально несколько минут назад закончилась интернет-трансляция с презентации NVIDIA, посвящённой анонсу новых продуктов. Поскольку рассчитывать на многочисленную аудиторию в этот ранний час не представлялось возможным, мы решили пройтись по основным тезисам презентации уже после завершения трансляции, исключив потери времени занятых отдыхом читателей, которые неизбежно возникли бы при просмотре отдельных затянутых моментов трансляции. Сразу поясним, что единственными новинками, представленными NVIDIA накануне открытия CES 2015, стал процессор Tegra X1 (Erista) и продукты на его основе, предназначенные для автомобильного сегмента. Никакой дискретной графики! И даже в отношении Tegra X1 глава NVIDIA Джесен Хуан (Jen-Hsun Huang) категорично заявил, что в смартфонах этот процессор не найдёт применения.

По сути, о самом процессоре Tegra X1 было сказано не так много. Литеру «X» в названии он получил в честь графической подсистемы поколения Maxwell, которой он обладает в виде 256 потоковых процессоров. Вычислительная часть представлена восемью ядрами с поддержкой 64-разрядных расширений. Всего несколько месяцев, по словам главы компании, потребовалось NVIDIA, чтобы вывести графику класса Maxwell в сегмент мобильных процессоров Tegra. По сути, отставание от дискретного сектора по части графики сведено к минимуму ещё со времён Tegra K1:

Процессор способен воспроизводить 10-разрядное видео H.265/VP9 с разрешением 4K со скоростью 60 кадров в секунду. При этом он потребляет не более 10 Вт. Технология производства не уточняется, но ранее нам приходилось слышать, что процессоры поколения Erista могут выпускаться по 20-нм технологии. Кстати, образец процессора появился на сцене сегодня, его держал в руках основатель компании.

Конечно же, ближайших конкурентов Tegra X1 превосходит как по уровню быстродействия, так и по энергетической эффективности. NVIDIA даже сравнивает Tegra X1 с процессором Intel Core i7, который потребляет в десять раз больше энергии, но при этом уступает в отдельных ситуациях Tegra X1 по уровню производительности.

Показатели энергетической эффективности значительно улучшены относительно Tegra K1:

Вычислительная производительность Tegra X1 характеризуется способностью достичь планки в один терафлопс. Пятнадцать лет назад такое быстродействие демонстрировал самый производительный суперкомпьютер в мире, а теперь это по плечу мобильному процессору.

Дальнейшее повествование было посвящено аспектам применения Tegra X1 в автомобилях. Первая из представленных платформ, NVIDIA Drive CX, использует единственный процессор Tegra X1 для работы с виртуальной приборной панелью, навигацией и развлекательной системой. Этот компьютер, устанавливаемый за приборной панелью автомобиля, может воспроизводить графику с разрешением почти 17 мегапикселей. Производителям автомобилей будет предложен инструментарий Drive Studio, который позволит им создавать информационно-развлекательные системы на базе любых программных платформ, а также заменить приборы на панели виртуальными аналогами.

Карта навигации имеет трёхмерную структуру, а сам автомобиль на ней мягко подсвечивается. Можно менять «точку зрения», изменять масштаб карты, а виртуальные приборы не только меняют цвет, но и могут имитировать различные декоративные материалы в оформлении циферблатов: алюминий может уступать место углеволокну, фарфору или бамбуку.

Говоря об эволюции систем активной помощи водителю, Дженсен Хуан подчёркивает, что они всё больше начинают опираться на получаемые с камер данные. Существующие серийные автомобили распознают дорожные знаки и разметку, переключают свет при приближении к встречным или попутным автомобилям, способны автоматически тормозить перед внезапно возникающим препятствием. Самые продвинутые модели распознают пешеходов и животных, появляющихся на дороге, причём способны делать это в условиях плохой освещённости и в тумане.

Будущее этих систем неразрывно связано с технологиями распознавания изображений, а это как раз та сфера деятельности, где NVIDIA преуспела.

Вторая из представленных сегодня платформ NVIDIA носит имя Drive PX, она содержит уже два процессора Tegra X1 и 12 входов для камер, информацию с которых можно обрабатывать как силами «бортовых» процессоров, так и в «облаке».

Три камеры могут располагаться на передних панелях кузова автомобиля или под лобовым стеклом, остальные девять будут рассредоточены по бокам и сзади. Запись видео с разрешением 4K может вестись со скоростью 30 кадров в секунду.

Специалисты Google и Facebook по нейронным сетям помогли NVIDIA создать быстро обучающуюся систему распознавания образов. Она не требует введения всех возможных образцов изображений предметов, а потому обучается буквально в течение дней и часов, а не нескольких лет. Например, систему удалось достаточно быстро научить распознавать автомобиль Audi A7.

Образец системы распознавания образов «обкатывался» специалистами NVIDIA в реальном окружении. Она научилась распознавать пешеходов и велосипедистов, причём даже частично скрытых за препятствиями. Дорожные знаки распознаются на большом удалении, система различает сигналы светофоров.

Кроме того, в течение нескольких дней система научилась распознавать типы транспортных средств. Это может пригодиться, например, для предоставления приоритета автомобилям спецслужб или общественному транспорту.

Как поясняет глава NVIDIA, если какой-то образ не был распознан, фотография передаётся в «облако», где набирается статистика по подобным случаям. Суперкомпьютер анализирует такие изображения, затем они распознаются, и эти «уточнённые» данные отправляются обратно к бортовым системам автомобилей.

Получается, что со временем автомобили учатся лучше распознавать объекты. Кстати, используемые NVIDIA алгоритмы уже позволили добиться точности распознавания образов в 93% — это даже лучше, чем у некоторых людей.

Пара процессоров Tegra X1 в одной системе Drive PX способна идентифицировать до 75 объектов одновременно. Приглашённый на сцену представитель Audi рассказал, как технологии NVIDIA помогли марке за десять лет сотрудничества научить свои автомобили передвигаться без помощи человека. Один из прототипов недавно смог проехать гоночную трассу со скоростью до 240 км/ч на отдельных участках, опередив некоторых гонщиков «из плоти и крови».

NVIDIA также продемонстрировала возможности системы автоматической парковки, которую она испытывала в гараже собственной штаб-квартиры. Получая изображение с четырёх панорамных камер на корпусе автомобиля, система распознаёт препятствия и может выделять свободные парковочные места, чтобы занять их. Аналогичным образом, владелец может дать команду со смартфона, чтобы автомобиль самостоятельно выехал с паркинга к крыльцу офиса.

Формируемое «облако точек» анализируется в реальном времени, система предотвращает столкновения с препятствиями и другими автомобилями.

По сути, для Tegra X1 компания видит две основных сферы применения: это создание «виртуальной приборной панели» при помощи Drive CX и работа в системах автоматического пилотирования при помощи Drive PX. Никто из партнёров NVIDIA пока не озвучил, в каких моделях и когда начнут применяться эти разработки, но можно надеяться, что автомобили группы Volkswagen получат их в числе первых.

Записи созданы 1575

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх